Выступление Посла А.И.Антонова в дискуссионном клубе "КОСМОС-КЛАБ"
Благодарю за предоставленную возможность выступить перед Вами и поделиться оценками текущего положения дел и перспектив российско-американских отношений.
В США идут активные внутриполитические процессы. Общество остывает после эмоциональных выборов президента государства. Президент Дж.Байден стремится заполнить вакантные места в своей администрации. Новый лидер борется с пандемией и стремится вернуть экономику на путь развития.
Происходит переоценка положения США в мире. Определяются ключевые приоритеты. Новый президент принимает внешнеполитические решения, о необходимости которых заявлял в ходе предвыборной борьбы.
Принципиально важно, что одним из первых шагов Дж.Байден поддержал российское предложение продлить ДСНВ на пять лет.
Последние годы мы неоднократно говорили о востребованности пролонгации Договора. Удовлетворены, что здравый смысл в политике Вашингтона победил. Твердо убеждены, что сохранение ДСНВ отвечает национальным интересам России и США.
В последний момент двум великим державам удалось спасти режим контроля над вооружениями от полного разрушения. У нас были серьезные опасения, что после грубых ошибок с американской стороны по разрушению договоров по ПРО и РСМД, выходу из ДОН, усиления неопределенности в отношении перспектив вступления ДВЗЯИ в силу нежелания США ратифицировать этот Договор такая же печальная судьба постигнет ДСНВ. Это чревато непредсказуемостью в отношениях между двумя крупнейшими державами, сломом механизма поддержания диалога по ракетно-ядерным вооружениям.
Подчеркну, что ДСНВ имеет международное измерение. Соглашение подтверждает решимость Москвы и Вашингтона выполнять разоруженческие обязательства в рамках ДНЯО, который однозначно говорит о важности продолжения соответствующих переговоров. Продление ДСНВ крайне важно накануне обзорной Конференции Договора о нераспространении ядерного оружия, которая должна пройти в этом году.
Мы положительно воспринимаем сигналы из Белого дома и Госдепартамента о планах восстановления диалога по стратегической стабильности, о возможности дальнейшего диалога по КВ.
Российская сторона готова к работе по широкой повестке дня. Суть наших предложений заключается в выработке такого уравнения безопасности, которое бы учитывало появление новых военных технологий и другие факторы, влияющие на стратегическую стабильность. При этом важно сохранить все позитивное, что было накоплено между нашими странами за последние 50 лет.
Мы находимся на перепутье в российско-американских отношениях. От того, как будет развиваться наш диалог, зависят стратегическая стабильность, спокойствие в мире, возможность для народов России и США поступательно развивать экономику, состояние которой определяет благосостояние простого россиянина и американца.
Разумеется, мы обратили внимание на неоднократно прозвучавшие обвинения и нападки в отношении России. Наиболее жестко и агрессивно звучат тезисы о «вмешательстве» нашей страны в американские демократические процессы, о хакерских атаках на информационные ресурсы США, о некой «неблаговидной» деятельности по противодействию американским вооружённым силам в Афганистане.
Россия объявлена противником США. Для противодействия «российской угрозе» наращивается военный потенциал, укрепляются военно-политические союзы. Нам грозят санкциями. Против нас применяются методы недобросовестной конкуренции.
Особенно неприемлемыми считаем претензии по правочеловеческой проблематике. Ни у кого нет права учить нас, как жить. Чего только стоит истерика, которую мы слышим в связи с ситуацией вокруг Навального. Сначала от нас безапелляционно требуют признания вины за якобы его отравление с применением химоружия. При этом любые наши контраргументы, обращения за получением фактологической информации отметаются без внятного объяснения. Затем американские власти, не удосужившись предъявить доказательства, вводят против России очередные санкции.
Напомню, что российский гражданин был осужден за экономические преступления российским судом на территории нашей страны в соответствии с российским законодательством. Мы считаем категорически неприемлемыми абсурдные призывы об «освобождении» Навального. В международной практике это называется вмешательством во внутренние дела суверенного государства.
Подчеркну, что предыдущая администрация около 50 раз вводила рестрикции против России под различными надуманными предлогами. Две недели назад мы говорили об этом с членами Совета
по международным отношениям. По некоторым аспектами у нас были достаточно острые дискуссии. Тем не менее, у многих экспертов находят понимание аргументы о том, что в современном многополярном и взаимозависимом мире контрпродуктивно прибегать к языку диктата и давления.
Таким образом, вырисовываются общие контуры политики новой администрации на российском направлении. По сути – это прежний двухтрековый подход. Он предусматривает взаимодействие с нами по тем сюжетам, которые представляют интерес для США. При этом параллельно будет максимально использоваться концепция «сдерживания» России.
Считаем, что такая схема – не лучший вариант для двух постоянных членов СБ ООН, несущих особую ответственность за международный мир и безопасность. Попытаемся переубедить коллег и предложим позитивную программу взаимодействия.
Президенты России и США в ходе телефонного разговора 26 января согласились, что наличие серьезных разногласий не должно подразумевать отсутствие диалога.
Что же касается бездоказательных и безапелляционных обвинений в адрес России, то последовательно предлагаем обсуждать любые претензии в профессиональной манере – на основе фактов и анализа, а не предположений и эмоций, выплескиваемых в публичное пространство.
Что мы хотим в нынешних условиях? Российская сторона выступает за поддержание прагматических, равноправных и добрососедских двусторонних отношений. Мы не хотим переделывать США и привносить идеологические различия в межгосударственные связи. Ждем такого же отношения к нам со стороны новой администрации.
Пора бы прекратить попытки поделить весь мир на страны правильные и неправильные, хорошие «демократические» и плохие «авторитарные». Послевоенный миропорядок, основанный на Уставе ООН, создавался разными государствами и признает за всеми одинаковые права вне зависимости от внутреннего устройства. Стремление же подменить международное право неким «порядком, основанным на правилах», содержание которых определяется
в западных столицах, ведет к усилению конфликтов и потере управляемости международной системы.
Инициатива Президента России В.В.Путина о созыве саммита «пятерки» как раз и продиктована необходимостью подтвердить основополагающие принципы поведения в международных делах
и выработать пути решения острейших проблем современности.
Интересам наших стран отвечало бы объединение усилий в борьбе с пандемией коронавируса, терроризмом, распространением ОМУ и изменением климата, а также по совместному освоению космоса и защите экологии Арктики.
Мы неоднократно передавали американской стороне перечень первоочередных шагов по нормализации двусторонних отношений. Они касаются подтверждения формулы «Горбачева–Рейгана» о недопустимости ядерной войны между нашими странами и невозможности стать в ней победителем. Кроме того, можно было бы обменяться письменными гарантиями невмешательства во внутренние дела друг друга, наладить взаимодействие по обеспечению кибербезопасности, модернизировать соглашение по предотвращению инцидентов в открытом море и воздушном пространстве над ним. В.В.Путин предложил широкую программу сотрудничества в вопросах международной информационной безопасности. Наши предложения по-прежнему на столе переговоров.
Российская сторона рассчитывает на углубление диалога по региональным сюжетам. Это Сирия, Афганистан, ситуация на Корейском полуострове, восстановление работы в рамках СВПД, положение на Ближнем Востоке, проблематика Латинской Америки, Азии, Африки.
На сегодняшний момент считаем приоритетной практической задачей восстановление полноценной инфраструктуры коммуникаций
по правительственной линии.
Было бы оправданным подумать о проведении совместной встречи министров иностранных дел и обороны. Такой установочный контакт позволил бы придать импульс каналам общения.
Особую обеспокоенность у нас вызывает отсутствие нормальной практики общения наших законодателей.
Полезную роль мог бы сыграть диалог в рамках неправительственных, деловых и академических организаций. Положительный опыт такой работы был широко востребован в прежние годы.
Никто не закрывает глаза на накопившиеся проблемы в двусторонних отношениях. Надо прекращать угрожать санкциями, решить вопросы российской дипломатической собственности, восстановить деятельность Генконсульств, вернув нам возможность работать с соотечественниками, оставшимися без нашей опеки на Западном побережье США.
Наконец, хотелось бы, чтобы Посольство России работало в спокойной атмосфере, без нагнетания политической обстановки, в первую очередь в визовой области.
Мы готовы пройти свою часть пути. Главное, чтобы была политическая воля у новой администрации США.