Послы России и Китая: об уважении народных демократических прав
Посольство Российской Федерации в США
Телефон для консульских вопросов: (202)939-8914 | Телефон экстренной связи: (202) 298‑5700
/График работы сегодня: 9:00–18:00
27 ноября / 2021

Послы России и Китая: об уважении народных демократических прав

Столкнувшись с огромным количеством глобальных вызовов, страны мира остро нуждаются в усилении координации и сотрудничества ради общего прогресса

9-10 декабря 2021 года Соединенные Штаты в виртуальном формате проводят «Саммит за демократию», наделяя себя правом самостоятельно определять, кто будет принимать участие в мероприятии, а кто нет. Кто является «демократической страной», а кто «не достоин» такого статуса. Такая затея, явно предпринятая американцами в духе менталитета времен "холодной войны", направлена на идеологическую конфронтацию и раскол в мире, создавая новые "разделительные линии". Эта тенденция противоречит развитию современного мира. Она не сможет предотвратить формирование глобальной полицентричной архитектуры, хотя и способна замедлить объективные процессы. Китай и Россия категорически отвергают этот шаг.

Мир, развитие, справедливость, правосудие, демократия и свобода являются общими ценностями человечества. Демократия не является прерогативой какой-либо страны или группы государств, – это универсальное право всех народов. Ее можно реализовывать разными способами, и не существует такой модели, которая подошла бы для всех государств. Эффективность выбранного пути определяется тем, соответствует ли он реалиям той или иной страны, отвечает ли веяниям времени и способствует ли экономическому развитию, социальной стабильности и прогрессу, а также улучшению жизни людей. В конечном итоге модель демократии опирается на поддержку народа и оценивается исходя из вклада в прогресс человечества.

Следовательно, основным мерилом демократии должен выступать народ. Иными словами, вопрос заключается в том, обладают ли люди правом управлять своей страной, реализованы ли их потребности и есть ли у них ощущение удовлетворенности и счастья. Если о людях вспоминают только в период голосования, а после про них снова забывают, если они слышат громкие лозунги избирательных кампаний, но не имеют голоса после выборов, если их «обхаживают» во время предвыборной агитации, но впоследствии они «остаются не у дел» – это не настоящая демократия.

То, что есть в Китае, - это всеобъемлющая, целостная социалистическая демократия. Она является отражением воли народа, соответствует реалиям страны и пользуется твердой поддержкой населения. В Китае люди обладают избирательными правами и могут принимать активное участие в управлении страной, осуществляя свою власть через народные собрания на национальном и других уровнях. В Китае есть восемь некоммунистических партий, участвующих в госуправлении, а также уникальная система институтов осуществления политических консультаций. По вопросам, касающимся интересов рядовых граждан, ведутся широкие дискуссии, прежде чем будет принято какое-либо решение. Те или иные меры могут быть введены только при наличии консенсуса относительно того, что они отвечают чаяниям людей и будут служить им во благо. Доказано, что целостная демократия в Китае работает, и работает очень эффективно. Китай призывает к построению сообщества единой судьбы человечества. Как жители общей глобальной деревни, мы должны решать международные проблемы путем диалога.

Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Демократия является основополагающим принципом политической системы страны. Поправки к Конституции, принятые в результате референдума 2020 года, еще больше укрепили демократические институты в Российской Федерации. В России развитие демократии тесно связано с культурой и традициями. Традиции ее парламентаризма имеют более чем 100-летнюю историю. Политическая система Российской Федерации постоянно развивается и нуждается в стабильной и спокойной обстановке, гарантирующей права и интересы ее народа.

Демократия - это не только внутреннее управление. Она также должна найти свое отражение в международных отношениях. Истинно демократическое правительство будет поддерживать демократию в международных отношениях. Оно не будет укреплять гегемонию и способствовать разобщенности за рубежом при построении демократии и единства внутри своей страны. Путь к процветанию наций лежит через взаимоуважительный диалог, даже если существуют расхождения во взглядах на определенные вопросы.

Суверенитет, безопасность и интересы развития государства не должны нарушаться. Вмешательство во внутренние дела других стран под предлогом борьбы с коррупцией, продвижения демократических ценностей или защиты прав человека, препятствие их развитию, размахивание «санкционной дубинкой» и посягательство на суверенитет и территориальную целостность противоречат Уставу ООН и другим фундаментальным принципам международного права, являются явно антидемократическими.

Ни одна страна не имеет права судить об обширном и разнообразном политическом ландшафте мира по единым стандартам, а то, что другие государства копируют одну политическую систему посредством "цветных революций", смены режимов или даже с применением силы, противоречит международному праву и является явно антидемократическим.

Международные дела должны вестись в соответствии с принципами подлинной многосторонности, максимально широкого диалога, совместного вклада и взаимной выгоды. Стоит прилагать усилия к формированию более инклюзивного мироустройства, а не действовать в духе "кто сильнее, тот и прав". Стремление к превосходству, попытки всегда ставить себя на первое место - это проявления гегемонизма и односторонности, которые явно антидемократичны.

Общая безопасность и развитие – главная цель международного сообщества. Использование идеологии для навязывания своей воли другим странам и продвижение геостратегии "абсолютной безопасности" приведут лишь к расколу и конфронтации и явно антидемократичны.

В мире существует только одна международная система, фундаментом которой является Организация Объединенных Наций. Есть только один миропорядок – опирающийся на международное право. И есть только один свод правил – базовые нормы, регулирующие международные отношения, основанные на целях и принципах Устава ООН. Продвижение «порядка, основанного на правилах», в обход ООН и международного права и попытки заменить международные нормы постулатами отдельных блоков попадают в категорию ревизионизма и являются явно антидемократическими.

За последнее время на нашей планете произошло достаточно войн и потрясений в результате распространения «демократии», навязывания систем политического устройства и ценностей вопреки воле других государств. Все это кардинальным образом подрывает мир, безопасность и стабильность как в региональных, так и в общемировых масштабах. Бомбардировки Югославии, интервенции в Ирак, Афганистан, Ливию и другие «демократические преобразования» не приносят ничего, кроме вреда. Странам следует сосредоточиться на собственных делах вместо того, чтобы заниматься высокомерной критикой остальных. Не стоит волноваться о демократии в России и Китае. Правительствам некоторых государств стоило бы задуматься о себе и о том, что происходит у них дома. Может ли считаться свободой разгон различных демонстраций с помощью резиновых пуль и слезоточивого газа? Не очень похоже на свободу.

Перед лицом целого ряда глобальных вызовов странам мира нужно как можно скорее укреплять координацию и сотрудничество для всеобщего прогресса. Особенно сегодня, когда международному сообществу так необходимо улучшить взаимодействие для борьбы с пандемией коронавируса, стимулирования экономичного роста и нейтрализации трансграничных угроз.

Россия и Китай обращаются ко всем государствам с призывом отказаться от использования «дипломатии, основанной на ценностях», которая углубляет разделительные линии и провоцирует конфронтацию. Важно придерживаться принципов взаимоуважения и взаимовыгодного сотрудничества в международных отношениях, стремиться к гармоничному сосуществованию стран, имеющих различные системы общественного устройства, идеологию, историю, культуру и уровень развития.