Посольство Российской Федерации в США
Телефон для консульских вопросов: (202)939-8907 | Телефон экстренной связи: (202) 298‑5700
/График работы сегодня: 9:00–18:00
23 мая

ВЫСТУПЛЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ ДЕЛЕГАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Г.В.МИХНО НА 19-Й СЕССИИ МЕЖАМЕРИКАНСКОГО КОМИТЕТА ПО БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ (СИКТЕ)



Уважаемый г-н Председатель,

Россия последовательно выступает за необходимость объединения международных усилий с целью формирования широкого антитеррористического фронта, который бы действовал на основе норм международного права, без политизации и “двойных стандартов”.

Придаем важное значение наращиванию сотрудничества в вопросах антитеррора с государствами Западного полушария, которое должно быть сфокусировано на борьбе с лицами и организациями, определенными в качестве террористических соответствующими решениями СБ ООН. Высоко оцениваем практику проведения консультаций в двустороннем формате с рядом стран-членов ОАГ, в том числе с США.

Несмотря на значительные потери в Сирии и Ираке, ИГИЛ по-прежнему представляет собой глобальную угрозу международному миру и безопасности. Опасной тенденцией является трансграничное передвижение иностранных террористов-боевиков (ИТБ), включая их возвращение в государства исхода либо в третьи страны под видом беженцев. Они несут мощный заряд радикализации населения и дестабилизации обстановки. В этой связи отмечаем активизацию попыток ИГИЛ создать резервные позиции в различных регионах мира, в том числе в Латинской Америке.

Ключевой задачей в этой связи является повышение эффективности обмена информацией с перспективой создания единого антитеррористического информационного пространства. Предлагаем партнерам по СИКТЕ подключиться к администрируемому НАК России Международному банку данных (МБД) по противодействию терроризму, в котором на сегодняшний день участвуют 46 спецслужб из 35 государств, а также семь международных структур, включая Контртеррористический комитет Совета Безопасности ООН, Интерпол, Антитеррористический центр СНГ и Региональную антитеррористическую структуру ШОС.

В банке содержатся сведения о 190 терорганизациях, более 11 тыс. сообщений о деятельности ИТБ, размещены свыше 400 сообщений о фактах деятельности боевиков, а также более 13 тыс. анкет ИТБ. С удовлетворением отмечаем, что Бразилия и Никарагуа уже подключились к МБД.

Россия готова делиться с партнерами по СИКТЕ широким опытом борьбы с терроризмом. Наши компетентные ведомства регулярно организуют курсы по развитию потенциала правоохранительных органов и спецслужб стран ЛАКБ. С начала текущего года на базе учебных центров МВД России проведено три курса повышения квалификации для сотрудников правоохранительных органов государств ЛАКБ. Во втором полугодии будут организованы еще два тренинга. В случае заинтересованности стран региона готовы рассмотреть соответствующую заявку на обучение.

Придаем особое значению выявлению и пресечению связи терроризма, оргпреступности и наркотрафика. В качестве важного вклада по данной тематике рассматриваем оказываемое нашей страной содействие латиноамериканским партнерам в подготовке антинаркотических кадров по широкому спектру вопросов в профильных центрах МВД России в Манагуа и Лиме, а также в российских центрах подготовки.

Г-н Председатель,

Первостепенное значение имеет противодействие финансированию терроризма. Необходимо обеспечить всеобъемлющее выполнение профильных резолюций СБ ООН, в частности 2199, 2253 и 2462, и Стандартов ФАТФ, развивать взаимодействие по линии подразделений финансовой разведки с целью выявления физических и юридических лиц, поддерживающих финансовые и экономические отношения с террористами.

По инициативе России с 2016 г. в ФАТФ проводится работа по идентификации источников и каналов финансовой подпитки ИГИЛ, «Аль-Каиды» и связанных с ними терорганизаций, что подразумевает активный обмен информацией на этот счет между государствами. Убеждены, что присоединение членов СИКТЕ к практической реализации данной инициативы не только повысит эффективность соответствующих многосторонних усилий, но и будет способствовать обеспечению их собственной безопасности.

Г-н Председатель,

Россия приветствует растущее международное внимание к вопросам предупреждения терроризма. В данном контексте хотели бы подчеркнуть необходимость опоры любого международного антитеррористического и антиэкстремистского сотрудничества на выработанную международно-правовую контртеррористическую базу (профильные резолюции СБ ООН, Глобальную контртеррористическую стратегию ООН); признание центральной роли государств и их компетентных органов в контртерроризме и антиэкстремизме, в т.ч. на международном уровне.

При этом полагаем недальновидной и опасной подмену наиболее актуальных задач международного сотрудничества в области борьбы с терроризмом реализацией спорной концепции противодействия т.н. насильственного экстремизму.

Продвижение приоритетов ПНЭ, допускающих нарушение основ международного права, способно подорвать эффективность взаимодействия на пока еще новом направлении антиэкстремистского сотрудничества. В этой связи готовы работать с тематикой ПНЭ только в качестве подчиненной по отношению к контртерроризму.

Г-н Председатель,

Россия обладает уникальным ресурсом противодействия радикализации, предоставляющем возможности широкого и эффективного подключения к задачам контртерроризма и антиэкстремизма авторитетных традиционных конфессий, а также отечественных образовательных, научных и деловых кругов, других элементов гражданского общества в формате государственно-частного партнерства.

На основе нашего опыта продвигаем ряд важных международных инициатив в сфере противодействия террористической идеологии. В 2016 г. Российская Федерация внесла на рассмотрение СБ ООН проект резолюции по противодействию террористической идеологии, рассмотрение которого, однако, было саботировано некоторыми государствами под надуманными предлогами.

Еще один перспективный и весьма важный вклад в объединение усилий мирового сообщества в борьбу с террористической идеологией – принятие в мае 2017 г. резолюции СБ ООН 2354, одобряющей «всеобъемлющие международные рамки» с набором рекомендаций по противодействию пропаганде ИГИЛ, «Аль-Каиды» и связанных с ними тергруппировок. Считаем, что «рамки», явившиеся результатом действительно коллективной работы и адекватного учета различных мнений в СБ ООН, представляют собой своевременный шаг вперед в создании необходимой политико-правовой основы для укрепления международных усилий в части превенции терроризма.

Важным шагом в международном антиэкстремистском сотрудничестве является разработанная при ведущем участии России и Китая Конвенция ШОС по противодействию экстремизму. Данный документ подписан в июне 2017 г. и может рассматриваться в качестве настоящего стандарта правильного видения антиэкстремистских и антитеррористических задач, профильного международного сотрудничества. Предлагаем партнерам по СИКТЕ изучить возможность присоединения к Конвенции с учетом её открытого характера.

Г-н Председатель,

Уверены, что эффективная борьба с террористическими и экстремистскими угрозами невозможна без создания в обществе атмосферы категорического отторжения насилия. Выступаем с инициативой о закреплении в международно-правовом понятийном аппарате концепции «добровольных контртеррористических ограничений СМИ и официальных лиц», подразумевающей, в первую очередь, воздержание профессиональных журналистских кругов, политиков и представителей госструктур от нагнетания медийного контекста, способного поддержать, а то и спровоцировать ведущую к терроризму радикализацию общественных и политических настроений.

Считаем необходимым отдельно отметить опасное воздействие террористического и экстремистского контента в информационном пространстве на наиболее уязвимые слои населения, особенно молодежь, являющуюся основным пользователем Интернета, соцсетей и мессенджеров и не обладающую в силу объективных причин необходимым «иммунитетом» от пропаганды насилия, оправдываемого террористами и экстремистами различными идейными, политическими, националистическими или другими лозунгами.

Г-н Председатель,

В завершение хотелось бы сказать пару слов и по вопросу укрепления в рамках ООН координации работы профильных контртеррористических структур.

В данном контексте высоко оцениваем плодотворную и качественную работу недавно созданного Управления ООН по контртерроризму во главе с россиянином В.И.Воронковым.

Г-н Председатель,

Российская Федерация еще раз подтверждает готовность к самому тесному сотрудничеству с государствами Западного полушария в целях эффективного противодействия терроризму.

Благодарю Вас, г-н Председатель.