Посольство Российской Федерации в США
Телефон для консульских вопросов: (202)939-8907 | Телефон экстренной связи: (202) 298‑5700
/График работы сегодня: 9:00–18:00
03 мая / 2018

ВЫСТУПЛЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ ДЕЛЕГАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Д.В.ФЕОКТИСТОВА НА 18-Й СЕССИИ СИКТЕ

(Вашингтон, 3 мая 2018 г.)

Уважаемая г-жа Председатель,
В условиях продолжающегося нарастания террористических угроз Россия последовательно выступает за необходимость объединения международных усилий с целью формирования широкого антитеррористического фронта, который бы действовал на основе норм международного права, без политизации и двойных стандартов.
В эпоху глобализации ни одна страна мира не может быть полностью защищена от угроз терроризма. В этой связи придаем важное значение наращиванию сотрудничества в вопросах антитеррора с государствами Западного полушария, которые все чаще сталкиваются с вызовами терроризма.
Несмотря на значительные потери, понесенные террористическим интернационалом в Сирии и Ираке, говорить о ликвидации этой угрозы международному миру и безопасности пока преждевременно. Отмечаем активизацию попыток ИГИЛ создать резервные позиции в различных регионах мира, в том числе в Латинской Америке. Существует опасность появления на территории стран ЛАКБ лагерей подготовки джихадистов и рекреационных баз, налаживания связей террористов с местными преступными и наркосиндикатами, использования транспортной и энергетической инфраструктуры в террористических целях, финансовых систем – для сбора средств и отмывания преступных доходов. Обеспокоены активизацией вербовочной деятельности экстремистов, в особенности в карибских государствах, где высока доля граждан, исповедующих ислам.
Опасной тенденцией является трансграничное передвижение иностранных террористов-боевиков (ИТБ), включая их возвращение в государства исхода либо в третьи страны под видом беженцев. Прошедшие боевую подготовку и обучение в рядах ИГИЛ и других тергруппировок, они несут мощный заряд радикализации населения и дестабилизации обстановки.
Ключевой задачей в этой связи является повышение эффективности обмена информацией с перспективой создания единого антитеррористического информационного пространства. Предлагаем партнерам по СИКТЕ подключиться к созданному на базе ФСБ России Международному банку данных (МБД) по противодействию терроризму, в котором на сегодняшний день участвуют 41 спецслужба из 34 государств, а также шесть международных структур, включая Контртеррористический комитет Совета Безопасности ООН, Интерпол, Антитеррористический центр СНГ и Региональную антитеррористическую структуру ШОС. В банке содержатся сведения о 89 терорганизациях, размещены свыше 400 информационных сообщений о фактах деятельности боевиков, а также более 11 тыс. анкет ИТБ. Для присоединения к МБД необходимо направить официальное обращение на имя директора ФСБ России, указав внешний (публичный) статический IP-адрес национальной профильной организации, на который в последующем будут направлены необходимые пояснения и рекомендации. Отмечаем, что ряд латиноамериканских стран уже проявили заинтересованность в подключении к МБД.
С учетом широкого опыта России в подавлении очагов терроризма как внутри страны, так и за рубежом, готовы им делиться с нашими партнерами по СИКТЕ, в том числе с задействованием оперативных ресурсов компетентных ведомств. С этой целью регулярно проводим курсы по развитию потенциала правоохранительных органов и спецслужб стран ЛАКБ в интересах построения отвечающей задачам сегодняшнего дня национальной антитеррористической системы. С начала текущего года на базе учебных центров МВД России проведено три курса повышения квалификации для сотрудников правоохранительных органов государств ЛАКБ. Во втором полугодии будут организованы еще два тренинга. Кроме того, образовательные учреждения МВД России ведут набор сотрудников силовых ведомств стран ЛАКБ на подготовительное годичное обучение русскому языку с последующим зачислением в профильные ВУЗы.
Россия оказывает содействие латиноамериканским партнерам в подготовке кадров и по другим аспектам противодействия новым вызовам и угрозам. 2 апреля с.г. в учебном центре МВД России в Манагуа (Никарагуа) состоялось открытие первых международных курсов повышения квалификации для сотрудников правоохранительных органов стран Центральной Америки и Карибского бассейна. На четырехнедельных курсах по теме «оперативно-розыскные и криминалистические меры противодействия незаконному обороту наркотиков» прошли обучение 13 никарагуанских полицейских, три представителя из Сальвадора, по два из Гватемалы и Доминиканской Республики, по одному из Мексики и Коста-Рики. На 2018 г. запланировано проведение еще семи курсов.
Г-жа Председатель,
Первостепенное значение имеет противодействие финансированию терроризма. Необходимо обеспечить всеобъемлющее выполнение профильных резолюций СБ ООН, в частности 2199 и 2253, и Стандартов ФАТФ, развивать взаимодействие по линии подразделений финансовой разведки с целью выявления физических и юридических лиц, поддерживающих финансовые и экономические отношения с террористами.
По инициативе России с 2016 г. в ФАТФ проводится работа по идентификации источников и каналов финансовой подпитки ИГИЛ, «Аль-Каиды» и связанных с ними терорганизаций, что подразумевает активный обмен информацией на этот счет между государствами. Убеждены, что присоединение членов СИКТЕ к практической реализации данной инициативы не только повысит эффективность соответствующих многосторонних усилий, но и будет способствовать обеспечению их собственной безопасности.
Г-жа Председатель,
Россия приветствует растущее международное внимание к вопросам предупреждения терроризма. Особое значение здесь имеют задачи дерадикализации, а также противодействия насильственному экстремизму, ведущему к терроризму. Наши принципиальные позиции здесь неизменны и заключаются в необходимости опоры любого международного антитеррористического и антиэкстремистского сотрудничества на выработанную международно-правовую контртеррористическую базу (профильные резолюции СБ ООН, Глобальную контртеррористическую стратегию ООН); признание центральной роли государств и их компетентных органов в контртерроризме и антиэкстремизме, в т.ч. на международном уровне; недопустимость использования проблематики противодействия терроризму и экстремизму, тергруппировок в качестве инструмента геополитики и вмешательства во внутренние дела государств, дестабилизации «неугодных» режимов за счет разжигания «цветных революций».
Сохраняем сдержанное отношение к любым инициативам, не учитывающим эти принципы. В первую очередь, речь идет об активно продвигаемой некоторыми странами концепции «противодействия насильственному экстремизму». Понятие «насильственный экстремизм» нигде в международных документах не определено и «размывает» традиционные задачи антитеррора. Напомним, что предложенный в 2016 г. бывшим Генсекретарем ООН «План действий по предупреждению насильственного экстремизма» был лишь «принят к сведению», но не одобрен в профильной резолюции Генассамблеи ООН 70/291 от 1 июля 2016 г. по обзору имплементации Глобальной контртеррористической стратегии ООН.
Важным шагом в международном антиэкстремистском сотрудничестве является разработанная при ведущем участии России и Китая Конвенция ШОС по противодействию экстремизму. Данный документ подписан в июне 2017 г. и может рассматриваться в качестве настоящего стандарта правильного видения антиэкстремистских и антитеррористических задач, профильного международного сотрудничества. Его принципиальная новизна заключается в расширенном определении угроз экстремизма: помимо насильственных проявлений фиксируются очевидные «идеологическая» и «пропагандистская» составляющие, являющиеся не менее опасным фактором дестабилизации современных государств и обществ, в том числе в рамках реализации сценариев «цветных революций». Предлагаем партнерам по СИКТЕ изучить возможность присоединения к Конвенции с учетом её открытого характера.
Г-жа Председатель,
Учитывая широкое использование террористами современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), противодействие террористам в Интернете приобретает растущую актуальность. В прошлом году в России было совершено четыре теракта и предотвращено 25. Все они координировались через глобальную сеть с использованием мессенджеров, в том числе с территории Сирии и Ирака.
Уже сейчас уровень овладения террористами современными ИКТ достаточно высок. Речь идет не только об агрессивной агитации и вербовке в сети Интернет, где функционируют десятки тысяч сайтов террористических структур и сотни тысяч их аккаунтов в соцсетях, но и о масштабном использовании террористами средств шифрованной интернет-коммуникации, электронного банкинга и криптовалют в сферах удаленного управления террористической деятельностью и ее финансирования. Наряду с этим террористы постоянно расширяют свои связи с хакерским сообществом и организуют собственные киберподразделения.
В России с 2014 г. действует процедура досудебного ограничения доступа к размещенной в Интернете информации экстремистского и террористического характера. На основании требований Генеральной прокуратуры России в 2017 г. заблокирован доступ к 13,5 тыс. сайтов, содержащих призывы к осуществлению экстремистской и террористической деятельности. Кроме того, было выявлено и заблокировано более 86 тыс. веб-зеркал экстремистских ресурсов, в их числе – 45 тыс. сайтов, пропагандирующих деятельность ИГИЛ.
Г-жа Председатель,
Одной из наиболее острых проблем обеспечения международной информационной безопасности, требующей принятия совместных мер, считаем беспрецедентный рост преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Очевидно, что существующие международно-правовые механизмы не адекватны этой нависшей угрозе. Россия, как и многие другие страны, видит решение в принятии соответствующей конвенции под эгидой ООН, которая учитывала бы современные реалии и принципы суверенного равенства и невмешательства во внутренние дела государств.
В этой связи Россией подготовлен проект универсальной конвенции ООН о сотрудничестве в сфере противодействия информационной преступности, который мог бы лечь в основу международной дискуссии по этой теме. 28 декабря 2017 г. указанный проект был распространен в качестве официального документа Генассамблеи ООН по пункту 107 повестки дня ее
72-й сессии «Предупреждение преступности и уголовное правосудие» (№A/C.3/72/12 от 16 октября 2017 г.) и размещен на официальном веб-сайте ООН. Рассчитываем, что проект конвенции станет своего рода «пищей для размышлений» для выработки практических решений в этой сфере. Призываем партнеров по СИКТЕ присоединиться к этой работе с тем, чтобы выйти на принятие под эгидой ООН эффективного универсального уголовно-правового инструмента по борьбе с информационной преступностью.
Г-жа Председатель,
Российская Федерация еще раз подтверждает готовность к самому тесному сотрудничеству с государствами Западного полушария в целях эффективного противодействия терроризму.
Благодарю Вас, г-жа Председатель.