Посольство Российской Федерации в США
Телефон для консульских вопросов: (202)939-8914 | Телефон экстренной связи: (202) 298‑5700
/График работы сегодня: 9:00–18:00
19 февраля

Выступление Посла А.И.Антонова на телесеминаре "Совета по международным отношениям"

Уважаемые коллеги,
Спасибо за приглашение выступить. Встреча с американскими экспертами – это не только хорошая возможность изложить российские взгляды, но и выслушать вашу точку зрения и рекомендации по актуальным проблемам.
Российско-американские отношения переживают один самых трудных периодов в истории. Между нашими странами накопилось большое количество разногласий. Они усугубляются отсутствием системного профессионального диалога, который позволил бы сесть и спокойно объяснить друг другу свои позиции.
Меня часто спрашивают «кто виноват?». Наверное, этот вопрос должен заставить ответить, что виноваты обе стороны. Но я со всей ответственностью могу сказать, что мы предпринимали максимум усилий, чтобы нормальное сотрудничество сохранялось. Есть лишь одно условие: в Вашингтоне должны относиться к интересам России с уважением, а не пытаться подчинять нашу политику американской.
Сейчас США переживают ответственный момент во внутриполитической жизни, когда новое правительство входит в курс дел и формирует подходы по конкретным вопросам. В отношениях с нашей страной время тем более непростое: так уж повелось, что каждая администрация оставляет преемникам очень тяжелое наследство. За последние годы американские власти напринимали столько антироссийских решений, мешающих сотрудничеству, что преодолевать их даже в хороших условиях будет крайне сложно.
Напомню, что предыдущая администрация около 50 раз вводила санкции против России под различными предлогами. Увы, когда американские коллеги видят, что мы имеем свое мнение и готовы его отстаивать, то первый свойственный им инстинкт – оказывать давление. Как видно, давление не срабатывает, а загоняет отношения в дальнейший тупик. Перефразируя уважаемого Генри Киссинджера, можно лишь констатировать, что санкции – это не политика, а алиби, чтобы оправдать отсутствие таковой.
Несмотря на весь негатив в двустороннем контексте, есть темы, по которым мы можем и должны работать вместе. Президенты России и США в ходе телефонного разговора 26 января согласились, что наличие серьезных разногласий не должно подразумевать отсутствие диалога. Наоборот, именно в кризисные периоды поддержание межгосударственного общения требуется как никогда больше. Не следует забывать, что от наших стран в немалой степени зависит ситуация в области стратегической стабильности и глобальной безопасности, решение острых региональных проблем, противодействие опасным вызовам.
В этом контексте не могу не остановиться на продлении Договора о СНВ, который остается по сути единственным ограничительным инструментом в ракетно-ядерной сфере. Надеемся, что сохранение этого документа позволит преодолеть преобладавшую в последние годы не по нашей вине тенденцию к разрушению механизмов контроля над вооружениями и нераспространения. Российская сторона готова к переговорной работе по более широкой повестке дня. Суть наших предложений заключается в выработке такого уравнения безопасности, которое бы учитывало появление новых военных технологий и другие факторы, влияющие на стратегическую стабильность.
Одной из наиболее актуальных задач является обеспечение предсказуемости и транспарентности в условиях прекращения действия ДРСМД. Рассчитываем также, что Вашингтон откликнется на инициативу о принятии совместного заявления на высшем уровне о недопустимости ядерной войны (соответствующий российский проект был передан американской стороне 22 октября 2018 года). Считали бы оправданным также отразить в данном документе идею недопустимости не только ядерной войны как таковой, но и любого вооруженного конфликта между ядерными державами.
Разумеется, потенциал двустороннего взаимодействия не исчерпывается только разоруженческой повесткой. Интересам наших стран отвечало бы объединение усилий в борьбе с пандемией коронавируса, терроризмом, распространением ОМУ, изменением климата. Подчеркну, что мы неоднократно передавали американской стороне перечень конкретных проектов сотрудничества. Они касаются обмена письмами с обязательствами по невмешательству во внутренние дела друг друга, налаживания взаимодействия по обеспечению кибербезопасности, модернизации соглашений по предотвращению инцидентов на море и в воздушном пространстве. Наши предложения по-прежнему на столе переговоров. Убеждены, что их реализация послужит возрождению взаимного доверия и оздоровлению тонуса российско-американских отношений.
Будем поднимать все эти вопросы в аппарате Белого дома и госдепартаменте по мере назначения там кураторов российского направления. Первоочередной практической задачей считаем восстановление полноценной инфраструктуры коммуникаций по правительственной и парламентской линии. Строить какие-то прогнозы еще рано. Вместе с тем мы остаемся на почве реальности. Никаких романтических ожиданий у нас нет. Президенты приходят и уходят, партии сменяются, а принципиальный курс США на всемерное сдерживание России остается неизменным.
Мы готовы к прагматичному сотрудничеству в той мере, в какой к этому готовы в Вашингтоне. Понимаем, что для предотвращения нисходящей траектории в отношениях потребуются большая добрая воля, ангажированность и систематическое выравнивание то и дело возникающих кренов и перекосов. Не всегда это получается. Но другого рецепта ведения дел между нашими странами, видимо, не существует. Для преодоления нынешних проблем обеим сторонам следует держаться этой линии, причем каждой в своих интересах. Все же они чаще сходятся, чем расходятся, особенно если их правильно понимают.
Многие американские политологи интересуются, что же могут сделать США для разрядки напряженности. Считаю, что необходимо найти общий язык по ключевому вопросу: готовность строить отношения с Россией на равных, не ставя целью переделать друг друга и не привнося в межгосударственные отношения идеологические различия.
Пора бы прекратить попытки поделить весь мир на страны правильные и неправильные, хорошие «демократические» и плохие «авторитарные». Послевоенный миропорядок, основанный на Уставе ООН, создавался разными государствами и признает за всеми одинаковые права вне зависимости от внутреннего устройства. Стремление же подменить международное право неким «порядком, основанным на правилах», содержание которых определяется в западных столицах, ведет к усилению конфликтов и потере управляемости международной системы.
Инициатива Президента России В.В.Путина о созыве саммита «пятерки» как раз и продиктована необходимостью подтвердить основополагающие принципы поведения в международных делах и выработать пути решения острейших проблем современности.
В заключение отмечу, что российско-американские отношения никогда не развивались поступательно, были взлеты и падения. Однако Россия и США всегда сближались в ситуации общей вооруженном нейтралитете, с помощью которого Екатерина II оказала содействие борьбе североамериканских колоний за независимость до гражданской войны в Америке, когда Россия была единственной европейской державой, деятельно поддержавшей президента США А.Линкольна. Мы вместе воевали против нацизма и каждый год отмечаем историческую встречу на Эльбе. Поэтому важно помнить, что периоды хороших отношений приносили только пользу народам обеих стран и международной безопасности.