Посольство Российской Федерации в США
Телефон для консульских вопросов: (202)939-8907 | Телефон экстренной связи: (202) 298‑5700
/График работы сегодня: 9:00–18:00
30 апреля

Выступление А.И.Антонова в Университете Пенсильвании о состоянии российско-американских отношений и перспективах контроля над вооружениями


Уважаемые коллеги,

Благодарен руководству Университета за приглашение выступить и поделиться некоторыми мыслями о состоянии и перспективах российско-американских отношений.

К сожалению, о России распространяется очень много фейковых новостей. Наверное, мало в какой столице мира с квадратного метра снимается больше ложной информации в адрес России и ее внешней политики, чем в Вашингтоне. Наглядный пример – как мою страну воспринимают на Капитолийском холме. Нас обвиняют чуть ли не во всех внутренних и внешних проблемах Америки.

Примечательно, что непрекращающаяся антироссийская кампания лишена последовательности. С одной стороны, Россию изображают слабой и неспособной быть серьезным партнером США, а с другой – настолько мощной, что ей по силам изменить результаты президентских выборов в Америке.

Расследование спецпрокурора Р.Мюллера недавно закончилось. За 22 месяца никаких доказательств сговора между Д.Трампом и Москвой не было найдено. Мы так и не увидели реальных свидетельств нашей якобы причастности к вмешательству в американские выборы. Что касается выдвинутых в прошлом году обвинений против 25 росграждан, то они выглядят смехотворно. Как могли два десятка человек, кем бы они ни были, вообще оказать влияние на исход выборов?

Мы не питаем иллюзий в отношении того, что в США быстро уменьшится число противников налаживания хороших отношений с Россией. Но хочется верить, что с опровержением тезиса о «сговоре» острота российской темы в американской политике все же снизится и удастся предпринять совместные с Вашингтоном шаги по стабилизации двусторонних отношений.

Их нынешнее состояние не отвечает интересам наших народов и государств, двух постоянных членов СБ ООН. Ясно, что между нашими странами имеются серьезные разногласия. Однако в Москве всегда исходили из того, что в вопросах поддержания мира Россия и США могут и должны находить общий язык. Как крупнейшие ядерные державы мы несем особую ответственность за безопасность на планете. Вот почему следует действовать взвешенно, делать ставку на поиск взаимопонимания и компромиссов, смягчая противоречия и избегая конфронтации.

Перевести такую работу на практические рельсы пока не получается. Наша готовность к честному и профессиональному разговору по любым спорным вопросам не находит позитивного отклика. Более того, Россия определена в качестве «противника» в некоторых законах и доктринальных документах США. Ощущение таково, что с помощью санкций, информационных атак, попыток изолировать Россию некоторые политики хотят заставить нас капитулировать и отказаться от национальных интересов. Уверен, что в этой аудитории знают, что Россия на протяжении своей тысячелетней истории практически всегда пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику. Мы и впредь будем проявлять должную заботу об укреплении нашего суверенитета. Разумеется, делаем это не за счет чужих интересов и не в ущерб безопасности других государств, включая США.

Оставим в стороне истоки нынешнего кризиса российско-американских отношений. Скажу лишь одно. В тяжелые для моей страны 90-е годы прошлого столетия мы избыточно доверились внешнему миру, рассчитывали на помощь и готовность других стран вместе строить единую и неделимую безопасность, где не будет сильных и слабых, избранных и отверженных, где каждый будет иметь одинаковые права и обязательства.

Но возобладал победно-патерналистский подход. Стремление строить отношения с нами не как с равноправными членами мирового сообщества, а в зависимости от того, в какой мере мы готовы перестраивать по западному образцу и подобию внутреннюю жизнь и следовать в фарватере США во внешних делах.

О том, что произошло, удачно сказал американский писатель и журналист Крис Кантан, живущий в Сан-Франциско: «Глобалисты заманили медведя в ловушку в 1991 году, когда распался СССР. Однако вместо того, чтобы подружиться с медведем, они загнали его в клетку, а затем морили голодом, пытали и унижали в течение следующих 8 лет. Именно после этого медведь разорвал клетку и показал силу».

Хотел бы обратить ваше внимание, что исторически кардинальные интересы наших двух стран почти никогда не сталкивались. Оставим в стороне период после Октябрьской революции, когда долгие годы США не признавали молодую советскую республику. Да и «холодная война» была порождением конфликта идеологий, а не основных национальных интересов. Подчеркну, у нас нет территориальных претензий друг к другу.

Российская императрица Екатерина II поддержала США
в борьбе за независимость. Царь Александр II и Авраам Линкольн называли друг друга «хорошими друзьями». Наша страна заняла сторону американского лидера в годы гражданской войны.

Мы воевали вместе против нацизма. Вторая мировая война была самым крупным и кровопролитным за все века военным столкновением государств. Никогда еще от исхода войны не зависело столь многое – сама возможность свободной жизни народов. И никогда еще победа не требовала столь высокой цены. Народам Советского Союза пришлось отдать, по разным оценкам, почти
27 млн жизней, из которых около 13,5 млн приходится на потери среди гражданского населения – больше чем население иных государств. Как бы далеко ни отодвигались в прошлое дни войны, это остается в памяти народов навсегда. 25 апреля мы вновь вместе отметили годовщину встречи советских и американских войск на Эльбе, которая является ярким символом боевого братства наших стран.

Эти важные примеры напоминают о том, что периоды хороших отношений приносили только пользу народам обеих стран, интересам международной безопасности.

Мировое сообщество сталкивается с серьезными проблемами в области международной безопасности и стратегической стабильности. Ситуация усугубляется неурегулированностью региональных конфликтов, возрастанием фактора силы в мировых отношениях. Грубо нарушается международное право, вместо которого навязывается некий порядок, основанный на правилах, определяемых узкой группой «избранных». Делаются попытки подорвать роль СБ ООН, создать селективные группы государств «по интересам». Многие говорят, что началась новая гонка вооружений.

Сегодня все вновь смотрят на Москву и Вашингтон. При этом звучат голоса рационально мыслящих политиков о важности предотвращения окончательного слома системы разоружения и контроля над вооружениями. Особая обеспокоенность в этой связи высказывается в отношении перспектив нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки.

История выработки ракетно-ядерных соглашений напоминает нам, насколько трудно достигались прорывные договоренности. Сторонами были проявлены государственная мудрость и политическое мужество, выражена уверенность в том, что в ядерной войне победителя быть не может, и она не должна быть развязана. Как представляется, этот принцип заслуживает того, чтобы его подтвердить и сейчас. Кстати говоря, за это все чаще высказываются видные государственные деятели в США.

Свежий пример – совместная статья в «Уолл Стрит Джорнал» бывших госсекретаря Дж.Шульца, министра обороны У.Перри и сенатора С.Нанна, в которой содержится призыв к взаимодействию с Россией, чтобы гарантировать, что ядерное оружие никогда не будет использоваться. Замечу, что это говорят люди, которые прочувствовали не в теории и не в пропагандистской полемике, а на практике, что угроза ядерной войны и ядерного уничтожения – реальная вещь. А следовательно, надо всерьез, а не на словах искать пути к мирному сосуществованию.

Остановлюсь на нескольких «горячих» темах в области контроля над вооружениями. Но прежде позвольте задать вам простой вопрос. Зачем нужен контроль над вооружениями?

Для меня ответ очевиден: контроль над вооружениями, включая разоружение, создает благоприятную и предсказуемую атмосферу в отношениях между ведущими державами; способствует снижению напряженности в мире; высвобождает ресурсы на мирные нужды и повышение благосостояния людей.

К сожалению, линия США по пересмотру своего отношения к международной системе договоров в области стратегической стабильности приводит к печальным последствиям.

Например, выход США из Договора по ПРО вынудил Россию приступить к разработке принципиально новых вооружений. Сейчас эти системы вызывают массу озабоченностей в Соединенных Штатах. А ведь мы предупреждали о возможных последствиях односторонних действий Вашингтона. Говорили, что не будем безучастно смотреть на попытки нарушить стратегический баланс.

Теперь на совершенствование глобальной ПРО США закладываются огромные средства. Несмотря на аналитические выкладки, согласно которым, наши новейшие стратегические вооружения способны прорвать любую ПРО. От дальнейшего наращивания расходов пентагона на эти цели пострадают только американские налогоплательщики.

Второй пример – ДРСМД. Существование Договора, имеющего ключевое значение для евробезопасности, поставлено под угрозу.

Подчеркну, что речь не идет о «выходе России и США» из Договора. Вопрос о нашем выходе из соглашения мы никогда не ставили и не ставим. Наоборот - последовательно прилагали усилия по сохранению ДРСМД. Лишь после того, как Вашингтон 2 февраля приостановил выполнение своих обязательств, наша страна – с учетом американских нарушений соглашения – вынуждена была объявить о такой же приостановке. Однако никаких действий по «выходу», включая направление соответствующего уведомления, нами не предпринималось.

В данной связи хотел бы напомнить, что было сделано Россией для сохранения ДРСМД. Начиная с 2007 г. мы призывали рассмотреть возможность придания Договору многостороннего характера. Обсуждали наши озабоченности по соблюдению Вашингтоном соглашения в рамках Специальной контрольной комиссии, не предавая их гласности. Чтобы снять американские претензии по ракете 9М729, были готовы к беспрецедентным мерам транспарентности, далеко выходящим за рамки наших обязательств по ДРСМД.

Что же мы получили в ответ? Российские предложения в интересах сохранения Договора были отвергнуты. Наши озабоченности по БПЛА, ракетам-мишеням и пусковым установкам Mk-41 на американских объектах ПРО в Европе, по сути, были проигнорированы. Вашингтон предпочел занять бескомпромиссную позицию и разговаривать с нами на языке ультиматумов. Такая линия контрпродуктивна, неприемлема для нас и не способна привести к позитивному результату.

Еще раз подчеркну: мы не заинтересованы в эскалации напряженности. Президент России В.В.Путин 2 февраля с.г. ясно дал понять, что Россия не будет размещать РСМД (если, конечно, такое оружие у нас появится) ни в Европе, ни в других регионах мира до тех пор, пока там не окажется аналогичное оружие американского производства.

Между тем, наш ответ будет выстроен таким образом, чтобы не дать втянуть Россию в затратную гонку вооружений. К слову, согласно официальным данным, страны НАТО в 2018 г. потратили на оборону почти 1 трлн долл. (987,5 млрд, из которых европейские государства-члены альянса – 281,7 млрд, США – 684,4 млрд). Таким образом, военный бюджет альянса более чем в 20 раз превысил оборонные расходы России (порядка 46 млрд долл.). Цифры говорят сами за себя, не так ли?

В контексте ситуации с ДРСМД под сомнение ставятся перспективы другого важного соглашения - ДСНВ, срок действия которого истекает в 2021 г. Мы неоднократно заявляли о готовности продлить Договор на пять лет. Однако администрация продолжает повторять, что вопрос все еще прорабатывается.

Между тем, продление ДСНВ - совсем не техническая формальность. Необходимо урегулировать серьезные проблемы. Американская сторона должна в полном объёме снять российские озабоченности относительно процедур вывода из засчета СНВ.

Это связано с тем, что американская сторона вышла на требуемые по Договору уровни не только благодаря реальным сокращениям вооружений. Но и путем одностороннего вывода из засчёта своих СНВ, объявленных переоборудованными, что мы пока не можем подтвердить, как того требует Договор.

Судьба договоров о РСМД и СНВ касается не только безопасности России и США. Она затрагивает глубинные проблемы международной безопасности. Сохранение этих соглашений стало бы свидетельством приверженности США и России выполнению своих обязательств в области ядерного разоружения в соответствии с положениями ДНЯО.

Дорогие друзья, проблем в области укрепления режима контроля над вооружениями, нераспространения и разоружения много. Российская сторона готова к серьезным субстантивным переговорам
по всем накопившимся вопросам. Но разговор должен быть честным, уважительным, открытым, профессиональным, без «мегафонной» дипломатии.

Создать кризис легче, чем найти из него выход. Для выправления российско-американских отношений потребуются настойчивые усилия, политическая воля и реализм. Многие позиции, и прежде всего, доверие, придется выстраивать заново.

Мы стараемся формировать позитивную повестку дня, фокусироваться на тех направлениях, где интересы наших стран пересекаются и можно добиться осязаемых результатов. Возобновился диалог по борьбе с терроризмом. Между военными успешно функционирует механизм деконфликтинга в Сирии. Идет диалог по политическим аспектам сирийского урегулирования. Поддерживается обмен мнениями по Афганистану, ядерной проблеме Корейского полуострова. А если взять космос, то российско-американское сотрудничество там развивается явно успешнее, чем на Земле.

Приведу еще примеры плодотворной совместной работы.
В декабре 2017 г. Президент России В.В.Путин в ходе беседы
с Президентом США Д.Трампом выразил благодарность ЦРУ за предоставление информации, которая позволила предотвратить масштабный теракт в Санкт-Петербурге. В свою очередь, российская сторона предупреждала американские спецслужбы о подготовке теракта в Бостоне братьями Царнаевыми. К сожалению, тогда результат был иной. Также можно вспомнить конструктивное взаимодействие в ходе обеспечения безопасности Олимпийских игр
в Сочи в 2014 г. и недавно состоявшегося в России Чемпионата мира по футболу.

Напомню, что во время Чемпионата мира по футболу у нас побывали не только главы многих государств и правительств, но прежде всего, сотни тысяч болельщиков из разных стран (из США приехало свыше 46 тыс. болельщиков, второе место после Китая). Они увидели настоящую Россию – открытую, дружелюбную, современную. Большинство гостей были искренне рады и изъявили желание еще раз посетить Россию, на собственном опыте узнали гостеприимство нашего народа. Это – яркий пример народной дипломатии, показавший надуманность «страшилок» о нашей стране.

В завершение выступления хотел бы протицировать небольшой отрывок из выступления Дж.Кеннеди 10 июня 1963 г. по поводу отношений с Советским Союзом: «Если мы не можем покончить сейчас со всеми нашими разногласиями, то, по крайней мере, мы можем помочь сделать мир безопасным для разнообразия. Ибо в конечном счете самым основным связующим звеном для нас является то, что все мы живем на этой маленькой планете. Мы все дышим одним воздухом. Всех нас заботит будущее наших детей. И все мы смертны».

Дорогие друзья, мы действительно живем на планете, которая, хотя и продолжает казаться ее жителям необъятной, в действительности как бы сжимается в условиях стремительного развития средств транспорта и связи. Российско-американские отношения не могут бесконечно ухудшаться. Мы все живем под одной мировой крышей. Миру нужно укрепление стратегической стабильности, которая в свою очередь зависит от характера и качества диалога между Россией и США. Необходимо отходить от конфронтации, искать пути примирения. Пытаться выстроить равноправные, взаимовыгодные отношения, отвечающие интересам народов обеих стран. Мы к такой работе готовы.

Благодарю за внимание.