Посольство Российской Федерации в США
Телефон для консульских вопросов: (202)939-8907 | Телефон экстренной связи: (202) 298‑5700
/График работы сегодня: 9:00–18:00
14 октября

Посол России в США А.И.Антонов принял участие в заседании Американо-Российского делового совета

Уважаемые коллеги,

Признателен за очередную возможность выступить перед ведущими американскими предпринимателями. Наше общение с АРДС приобрело регулярный и конструктивный характер. Позволяет напрямую обсуждать проблемы, беспокоящие деловое сообщество.
Знаем, как важно бизнесу хорошо понимать общую атмосферу сотрудничества двух стран. Поскольку это помогает прогнозировать финансовые и иные риски. Стараемся делать все от нас зависящее, чтобы работать в России вам было комфортно.
Говорить о российско-американских связях непросто, особенно в преддверии президентских выборов в США. «Российская тема» вновь оказалась в эпицентре межпартийной борьбы. На фоне непрекращающихся голословных обвинений в наш адрес американские политики словно соревнуются в демонстрации жесткости по России. При этом любые конструктивные подвижки в диалоге воспринимаются как некое одолжение Вашингтона.
Мы не можем согласиться с таким подходом. Исходим из того, что Россия и США в равной мере заинтересованы в развитии стабильных и предсказуемых отношений. В силу объективных причин их состояние влияет на обстановку во всем мире. Поэтому считаем важным прилагать максимум усилий, чтобы устранять источники разногласий, отделять общие интересы от сфер их столкновения, создавать защитные барьеры для предотвращения дальнейшего скатывания от кризиса к кризису.
Серия контактов между В.В.Путиным и Д.Трампом за последние месяцы показала, что наши страны могут добиваться значимых результатов ради общих целей. Во многом благодаря нашим лидерам удалось выйти на сделку в формате «ОПЕК плюс» и стабилизировать ситуацию на мировом рынке нефти, обвал которого мог привести к самым серьезным последствиям для глобальной экономики.
В соответствии с президентскими договоренностями сначала Россия отправила в Нью-Йорк грузовой самолет с медицинскими грузами, после чего из США в нашу страну в ответном порядке были доставлены 200 аппаратов ИВЛ. Мы признательны за этот жест солидарности и поддержки. Рассчитываем на реализацию подписанного 30 июля Совместного протокола Национальной академии наук, техники и медицины США и Российской академии наук о сотрудничестве в различных областях исследований, связанных с COVID-19.
В качестве позитива следует отметить продолжающиеся контакты по линии руководителей аппаратов советов безопасности, внешнеполитических и оборонных ведомств. Поддержание постоянных каналов общения способствует лучшему пониманию позиций друг друга и поиску путей их сближения. Важный импульс могут дать и наши законодатели, если они возобновят свой диалог. По крайней мере, российская сторона готова к такому позитивному шагу.
Показательно, что с призывами к восстановлению содержательного диалога между нашими странами и отходу от мегафонной дипломатии стали выступать авторитетные американские специалисты из числа бывших высокопоставленных чиновников. В открытом письме от 6 августа в издании «Политико» они подвергли критике линию, основанную на бесплодных попытках загнать Россию в угол с помощью санкций. К сожалению, голоса реалистов пока звучат не так громко, как хотелось бы.
Меня часто спрашивают о том, каких перемен мы ожидаем в российско-американских отношениях по итогам президентских выборов в США. Могу лишь сказать, что я задаюсь тем же вопросом. В Америке сохраняется прочный антироссийский консенсус. К тому же, кто бы ни победил, новой администрации придется иметь дело с огромным балластом проблем в двусторонних связях. Разгрести их в одночасье не получится. Чтобы сотрудничество приобрело более-менее прочную основу, потребуется время и политическая воля с обеих сторон.
Я уверен, что нормальные, предсказуемые российско-американские отношения отвечают интересам народов США и России. Мы должны найти решение по развязыванию узла проблем в российско-американских связях. Нам следует проводить честную, дальновидную, прагматичную политику, с тем чтобы подтвердить нашу ответственность за международные мир и стабильность.
Нам необходимо помнить, что стратегические вопросы всегда были краеугольным камнем наших отношений при любых обстоятельствах. Мы надеемся, что Соединенные Штаты будут проводить такую политику, которая не будет направлена на обретение военного превосходства над Россией. Наша первостепенная задача – продлить ДСНВ незамедлительно и без каких-либо условий. Такое предложение озвучил Президент России В.В.Путин в декабре 2019 года. В своем записанном видеообращении к 75-й ежегодной сессии ГА ООН 22 сентября 2020 года Президент В.В.Путин повторил, что продление ДСНВ является первоочередным вопросом, который можно и нужно решать оперативно.
От лица российской стороны я хотел бы заверить вас, что наши действия направлены на стабилизацию, затем на улучшение российско-американских отношений.
Экономическое сотрудничество может обеспечить хороший импульс для этого. Это подтверждают конкретные цифры. Так, несмотря на пандемию за январь-август двусторонний товарооборот составил 14,1 млрд долл. Примечательно, что увеличивается доля несырьевой торговли – продовольствия, оборудования, готовых изделий, лекарств. Запускаются новые проекты, расширяются действующие совместные предприятия. Растут прямые инвестиции. В прошлом году их объем составил 14,4 млрд долл.
За последние годы мы неоднократно и на разных уровнях передавали конкретные предложения по выводу отношений из нынешнего тупика.
Какие-то вопросы носят более долгосрочный характер, какие-то проблемы можно решить достаточно быстро. По-прежнему не раскрыт потенциал торгово-экономической кооперации и межрегиональных связей. Востребованы культурно-гуманитарные обмены и контакты между людьми. Важно поддерживать взаимодействие в тех областях, где меньше противоречий, таких как космос, культура, Арктика, рыболовство, научное сотрудничество.
Мы неоднократно подчеркивали, что открыты для взаимодействия с Вашингтоном по любым темам. Главное, чтобы оно выстраивалось на основе равноправия, без попыток шантажа и навязывания своей воли.
Вне зависимости от того, кто возглавит США на очередной четырехлетний период, наши комплексные предложения по нормализации двусторонних связей остаются в силе. Они представляют собой своего рода меню, из которого Вашингтон может выбирать. Мы готовы в любой момент включиться в предметную работу.

Ответы на вопросы участников видеоконференции

Вопрос: Каковы перспективы продления ДСНВ? 

А.И.Антонов: Нас беспокоит глубокий кризис доверия между двумя ведущими ядерными державами. Основной общий интерес для России, США и всего мира заключается в поддержании стратегической стабильности, предотвращении гонки вооружений и снижении рисков военных инцидентов. В условиях эрозии созданной за последние 50 лет архитектуры взаимоотношений в области международной безопасности, которая послужила тому, чтобы «холодная» война не превратилась в «горячую», особое значение имеет сохранение режима транспарентности и мер доверия в стратегической области в соответствии с Договором о СНВ. 

Мы удовлетворены тем, что наши команды начали диалог по стратегической стабильности. У нас состоялось несколько раундов консультаций в Вене. Эти консультации носили прикладной характер. Были полезны и нацелены на поиск компромисса.
Российская сторона надеется на продолжение переговоров, но их потенциальный результат может быть очень чувствительным и деликатным. С тем чтобы отвечать интересам США и России, необходимо исключить любые попытки приобрести значительные односторонние преимущества в военно-политической сфере. Мы не можем выделить лишь одну проблему и забыть о необходимости поиска компромисса по всем ключевым факторам стратегической стабильности. Нам нужна формула стабильности с равными правами и обязанностями. Главные озабоченности России – это глобальная система ПРО, развитие неядерных стратегических наступательных вооружений в рамках концепции глобального удара, нарастание угроз размещения вооружений в космосе, количественные и качественные дисбалансы обычных вооружений в Европе и т.д. Мы готовы продолжать активные консультации для того, чтобы найти решения по этим ключевым факторам стратегической стабильности.

Вопрос: Если «погибнет» режим контроля над вооружениями, что придет ему на смену?

А.И.Антонов: Очевидно, под «смертью» контроля над вооружениями вы имеете в виду возможное прекращение менее чем через 4 месяца действия ДСНВ – последнего соглашения по ограничению двух крупнейших в мире ядерных арсеналов России и США. Это действительно очень тревожная, но вполне реальная перспектива.
Без сохранения Договора в 2021 г. начнется период непредсказуемости. С ослаблением мер транспарентности и сокращением каналов связи существенно сократится взаимное понимание наших стран в отношении стратегических ядерных арсеналов друг друга. Риск случайного или непреднамеренного использования ядерного оружия будет повышаться, равно как и вероятность, что кризисная ситуация может быстро перерасти в ядерный конфликт.
Напомню, что мы сделали все возможное, чтобы избежать такого сценария. Продолжаем вести с американской стороной диалог по широкому спектру вопросов контроля над вооружениями, в котором приоритетное место занимает судьба ДСНВ.
Чем бы ни закончились эти усилия, Россия готова к любому развитию событий. Мы имеем необходимый потенциал для обеспечения национальной безопасности. Не втягиваясь в затратную гонку ракетно-ядерных вооружений, будем продолжать поиск путей сохранения основ стратегической стабильности и международной безопасности.

Вопрос: Какой сигнал Вы бы хотели послать деловому сообществу? Что вы думаете о перспективах экономсвязей?

А.И.Антонов: Конечно, в условиях непрекращающихся санкций (их с 2011 г. уже состоялось 90 раундов) и вводимых администрацией торговых барьеров, чрезвычайно сложно поддерживать созидательную повестку двусторонних отношений. Видим, что больше всех страдает именно бизнес. Предприниматели вынуждены искать правовые «лакуны» для совместных проектов там, где нет угрозы быть наказанными своим же правительством.
В то же время невозможно отрицать, что развитие торгово-инвестиционных связей могло бы оказать общее стабилизирующее воздействие на весь комплекс отношений России и США. И это неоднократно признавали наши президенты. Д.Трамп лично выражал заинтересованность в качественном наращивании деловых контактов.
Одна из предложенных на высшем уровне инициатив, которая призвана реализовать понимания глав государств, - создание Делового консультативного совета в составе лидеров бизнеса. С российской стороны мы готовы к запуску такого механизма. Передали конкретные идеи американской администрации. Ждем встречных шагов. Уверен, что многое будет зависеть от консолидированной позиции предпринимателей США. По крайней мере, на встречах со мной в этом году министры финансов С.Мнучин и торговли У.Росс заверяли, что в своей экономполитике Белый дом ориентируется, прежде всего, на голос национального бизнеса.
Отрадно, что американское деловое сообщество продолжает активную работу в России, несмотря на все ограничения.
Видим большой потенциал коммерческих связей в химической и легкой промышленности, строительстве, транспорте, агросекторе, медицине, сфере услуг и информтехнологий. К слову, международные эксперты отмечают высокий уровень российских пилотных проектов («стартапов») в передовых разработках и телекоммуникациях.
Значительно поддержать деловое сотрудничество способны прямые межрегиональные связи. О готовности к прямому диалогу с американским бизнесом сообщают нам руководители субъектов Российской Федерации.

Вопрос: Вмешательство в выборы: как российская сторона реагирует на такие обвинения?

А.И.Антонов: Что касается приписываемых России попыток «воздействия» на внутриполитические процессы США, то это абсолютно не так. Как подчеркнул В.В.Путин на прошлой неделе, мы – сторонние наблюдатели и не вмешиваемся в американскую избирательную кампанию. Будем работать с любым президентом, которого изберет американский народ. Напомню, что 25 сентября Президент России сделал заявление о комплексной программе мер по восстановлению российско-американского сотрудничества в области международной информбезопасности, включая обмен гарантиями невмешательства во внутренние дела друг друга. Пока реакции не последовало.

Вопрос: Как вы прокомментируете ситуацию на постсоветском пространстве (Белоруссия, Нагорный Карабах, Киргизия)?

А.И.Антонов:Белоруссия - наш союзник, партнер по Союзному государству, ОДКБ, ЕАЭС и СНГ.

Мы озабочены попытками оказать давление на белорусское руководство и дестабилизировать обстановку в стране. Считаем неприемлемым любое вмешательство извне во внутренние дела республики, любую поддержку антиконституционных акций.

Белорусы могут сами разобраться в нынешней ситуации. Важно, что руководство страны пытается вступить в диалог с гражданами, протестующими против того, что они считают ущемлением своих прав.
Россию и США объединяют общие подходы к нагорно-карабахской проблематике. Наши страны осуждают военные действия вдоль линии соприкосновения в зоне конфликта. Призывают возобновить переговоры в рамках Минской группы (МГ) ОБСЕ.
Вокруг данных тезисов были выстроены трехсторонние совместные заявления В.В.Путина, Д.Трампа и Э.Макрона от 1 октября, а также мининдел России, США и Франции от 5 октября. 7 октября президентский помощник по нацбезопасности Р.О'Брайен акцентировал, что интересы Москвы и Вашингтона применительно к конфликту в НК совпадают.
Российской Федерацией предложено предоставить московскую площадку для организации контактов глав внешнеполитических ведомств России, Армении и Азербайджана (такая встреча состоялась 9 октября).
Мы с озабоченностью наблюдаем за событиями в Киргизии. Взаимодействуем со всеми сторонами внутриполитического конфликта, сложившегося после парламентских выборов 4 октября. Надеемся, что обстановка в ближайшее время стабилизируется. Насколько мы понимаем, в Соединенных Штатах тоже заинтересованы в деэскалации конфликта между политсилами в республике.