Посольство Российской Федерации в США
Телефон для консульских вопросов: (202)939-8907 | Телефон экстренной связи: (202) 298‑5700
/График работы сегодня: 9:00–18:00
22 июня

Посол А.И.Антонов выступил с приветственной речью на церемонии по случаю 82-летия Чкаловского перелёта в музее аэродрома Пирсон в Ванкувере, шт.Вашингтон


Уважаемая директор музея Т.Фортман, доктор Б.Кромвелл, мэр Ванкувера А.Макэнерни-Огл, дамы и господа, друзья,

82 года назад в эти дни аэродром Пирсона (Pearson Field) стал историческим полем в советско-американских, теперь российско-американских отношениях. Приземление здесь АНТ-25 из Москвы с Валерием Чкаловым, Георгием Байдуковым, Александром Беляковым не было запланированным. Но обстоятельства сложились самым счастливым образом для экипажа и местных жителей. Первый трансполярный перелет завершился благополучно, советских летчиков ждал восторженный прием – и со стороны официальных лиц, и общественности. Нам особенно приятно, что наши предшественники – советские дипломаты во главе с полпредом Александром Антоновичем Трояновским – вскоре прибыли в Ванкувер и также увековечены в фотохронике тех дней.
Атмосфера, царившая в те дни в этих местах, «Дух Ванкувера», стал во многом предшественником «Духа Эльбы» - феномена, возникшего в ходе встреч советских и американских солдат в Германии в конце Второй мировой войны. Многие участники событий 1937 г. не предполагали, что уже скоро – через четыре года станут союзниками в борьбе со злейшим врагом человечества – нацизмом. Перелет 1937 г. сыграл огромную роль в налаживании маршрута Аляска-Сибирь, по которой советские и американские летчики совместно перегоняли самолеты по легендарной трассе АЛСИБ.
Не могу не упомянуть, что сегодняшний день отмечается в России как День памяти и скорби. 22 июня 1941 г. для советских людей началась Великая Отечественная война. Все силы были брошены на борьбу с агрессором, намеревавшимся уничтожить наш народ. В итоге мы победили, хотя цена и оказалась велика – 27 миллионов жизней.
В.П.Чкалову не было суждено дожить до войны. Он погиб, испытывая новый военный самолет. Интересно, что сразу после начала войны Г.Ф.Байдуков был направлен в США для решения вопроса о поставке необходимой Советскому Союзу авиатехники. Конечно при этом учитывалась его известность и авторитет в Америке.
Г.Ф.Байдуков и А.В.Беляков позже приняли непосредственное участие в войне. Как и встречавший их в Ванкувере генерал Дж.Маршалл, ставший начальником штаба армии США. Он сопровождал президента Ф.Д.Рузвельта на конференции союзников в Тегеране и Ялте. В июне 1945 г. в Посольстве СССР в Вашингтоне ему в торжественной был вручен полководческий орден Суворова. В дальнейшем он даже возглавлял государственный департамент – был нашим коллегой. Можно сказать, что первые навыки дипломатии он получил здесь, в общении с советскими летчиками и дипломатами.
Установка памятника экипажу В.Чкалова в Ванкувере в 1975 г. стала замечательным актом народной дипломатии, которая внесла огромный вклад в разрядку напряженности. Активисты Чкаловского комитета (The Chkalov Transpolar flight Committee) достойны того, чтобы их имена также сегодня прозвучали:
- Президент Н.Смол
- вице-президент А.Коул
- Д.Боуни
- П.Белов
- Ф.Нет
- К.Путкамер
- мэр Л.Стромгрен
- С.Смол
- С.Смут
- Д.Осборн
- Д.Греко
- Т.Тейлор
- Дж.Фрост
Мы благодарны им, работникам музея, жителям Ванкувера за усилия по сохранению нашего общего исторического наследия, которое является фундаментом российско-американских отношений.
Плохие метеоусловия не помешали экипажу Чкалова достичь цели в 1937 г. Так и нынешняя «непогода» в наших политических отношениях не изменит курса на выстраивание добрых связей между нашими народами. Историческая метафора Валерия Павловича, сравнившего россиян и американцев с «Волгой и Колумбией, которые протекают на разных континентах, но не мешают друг другу и впадают в Мировой океан» по-прежнему актуальна. Как и амбициозная задача, которую он поставил нашим странам – «совместной работой украшать океан жизни человечества».
Мы должны вернуть прежнее величие нашим отношениям.